Рынок электромобилей (EV) в России продолжает оставаться в зачаточном состоянии. Связано это в первую очередь с общим состоянием авторынка и фискальной политикой государства. В статье приводятся статистические данные и указывается причины тех или иных явлений.
Публикация составлена по данным на август 2025 года с учетом всех последних известных данных. В статье рассматривается текущее состояние рынка
Программы поддержки продаж электромобилей в разных странах и их результат
Большинство стран мира предлагают своим гражданам и юридическим лицам различные меры государственной и муниципальной поддержки для перехода на электромобили. Некоторые из них перечислены в таблице.
Страна | Меры поддержки |
---|---|
Беларусь |
|
Украина |
|
Норвегия |
|
США | Сложная система, зависящая от конкретного штата. Нюансы могут различаться.
|
Китай |
|
Данные: Ассоциация «Цифровая Энергетика».
В целом в каждой стране меры одни и те же или очень похожи: отсутствие НДС в цене, бесплатные парковки, проезды, нулевой или около нулевой имущественный налог. Отличие только в одном — претендует ли страна производить электромобили. Из примера выше очевидно, что руководство Норвегии и Беларуси (как и многих других стран) сразу для себя решили, что производство электромобилей — это не к ним. Поэтому они сделали максимум возможностей для дешевого импорта. США и Китай, претендуя на производство и массовый экспорт, пошли по пути субсидирования покупок электромобилей на внутреннем рынке и максимальных льгот производителям EV и комплектующих.
Результаты не заставили себя ждать. Общую мировую динамику можно увидеть на следующей диаграмме. Данные на ней вряд ли точны (по структуре есть вопросики), но общую тенденцию отражают.
В 2025 году рост продолжился. По Китаю достигнут колоссальный результат — и июне 2025 доля электромобилей и гибридов в розничных продажах легковых машин оказалась 53,3% от всего авторынка (Данные Китайской ассоциации пассажирских автомобилей (CPCA). В штуках это 1,111 млн единиц. То есть ДВС проиграли электротяге.
Концепция по развитию электротранспорта в РФ и ее сворачивание
В 2021 г. была утверждена Концепция по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года (далее Концепция). По ней планируется выпустить не менее 25 тыс. электромобилей в 2024 г., а к 2030 г. производство новых EV должно возрасти до 217 тыс. в год.
В России в 2021 году применялись, по сути, те же меры, что и в других странах:
- Импортная пошлина на электромобили нулевая;
- НДС можно было избежать, приобретая авто у физ. лица из ЕАЭС;
- Утилизационный сбор незначительный.
Это только федеральные меры. На местном уровне во многих регионах, но не во всех, тоже были выгоды для владельцев EV:
- Отсутствие транспортного налога,
- Бесплатная парковка,
- Бесплатный проезд по платным трассам (с 2023).
Но не успев дать результат, меры были свернуты в угоду фискальной политике. Первым была добавлена импортная пошлина 15% а январе 2022. Причем платить ее нужно было даже при покупке автомобиля из стран ЕАЭС, что уже противоречило концепции ЕАЭС. Обосновывать это решили заботой о местном российском производителе электромобилей. Такого производителя на август 2025 так и не появилось. Наклеивание шильдиков на устаревшие в разной степени китайские модели вряд ли можно считать полноценным производством. Пока есть только прототипы и надежды на будущее.
Продажи электромобилей 2021-2025 в России
Несмотря на пошлину, количество электромобилей в стране стало быстро расти. Способствовала тому и непростая ситуация с бензиновыми машинами и все-таки значимые оставшиеся льготы.
Дальше хронология выглядит как целенаправленное убийство рынка.
- 2024-2025 годы ударили по всему авторынку экстремально высокой ключевой ставкой ЦБ. Автокредитование в январе-мае 2025 упало к аналогичному периоду 2024 года на 53% (данные НБКИ).
- С апреля 2024 года государство закрыло возможность избежать НДС при импорте из ЕАЭС.
- С января 2025 ввели утилизационный сбор на электромобили в размере 667 400 руб.
Лобби со стороны ныне полностью государственного АвтоВАЗа сделало доступные иностранные автомобили (и электромобили в первую очередь) недоступными обычному человеку.
“АвтоВАЗ” предлагает повысить утилизационный сбор для автомобилей бюджетной категории почти на 70%, со 178 тысяч до 300 тысяч рублей из расчета на одну машину. Об этом сообщил гендиректор компании Максим Соколов журналистам в кулуарах заседания итоговой коллегии Минпромторга РФ.
Источник: INTERFAX.RU 31 мая 2023.
Оставшиеся на лето 2025 меры в России для владельцев EV:
- Отсутствие транспортного налога (только в некоторых регионах),
- Бесплатная парковка (только в некоторых регионах),
- Бесплатный проезд по платным трассам (только для «российских» марок EV).
Чтобы найти на планете еще одну страну с таким налогообложением электромобилей, как в России, сейчас придется сильно постараться.
Прогноз на 2025 год теперь выглядит так:
Очевидно, программа Концепции провалена. Или заброшена. Как посмотреть, в общем. Весь рынок электромобилей сейчас меньше, чем предполагается выпуск только отечественных марок. А российские марки не ушли дальше ОЕМ китайских автомобилей.
Обеспеченность электромобилями граждан государств бывшего СССР
Любопытно в данном ключе посмотреть на продажи электромобилей в соседних странах, близких к России не только географически, но и исторически.
Дабы привести данные из диаграмм к единому знаменателю, разделим население этих стран на количество электромобилей. Так мы выясним, на сколько человек приходится один EV. К сожалению, оказывается, что в России показатель самый удручающий — 2,5 тыс. человек на одну «электричку». Все остальные страны приветствуют импорт электромобилей и не претендуют их производить.
Страна | На сколько человек приходится один электромобиль |
---|---|
Россия | 2 450 |
Беларусь | 441 |
Украина | 231 |
Казахстан | 1 287 |
Узбекистан | 558 |
Самые продаваемые автомобили и электромобили в России в 2025 году
По расчетам Автостата на текущий момент доля всех EV в общем объеме рынка — 1,1%. При этом в массовом сегменте — 0,5%, в премиальном сегменте — 6,9%.
Посмотрим, по какой цене автомобиля сейчас в России находится массовый покупатель.
№ | Модель | Продажи, шт. | Цена, млн. руб. |
---|---|---|---|
1 | Lada Granta |
68200 |
1,1 |
2 | Lada Vesta |
42900 |
1,7 |
3 | Haval Jolion |
25600 |
2,2 |
4 | Chery Tiggo 7 |
18000 |
2,2 |
5 | Lada Niva Travel |
16200 |
1,2 |
6 | Lada Niva Legend |
15400 |
1,2 |
7 | Geely Monjaro |
13800 |
3,2 |
8 | Changan Uni |
13500 |
2,4 |
9 | Lada Largus |
12500 |
1,8 |
10 | Haval M6 |
12100 |
2,2 |
Данные Автостат и сайты Автодилеров
Цены указаны без возможных скидок по субсидиям, трейд-ину, кредитам и проч. Данные модели сформировали 45% продаж в РФ. «Народные» автомобили находятся в диапазоне до 1,2 млн. руб. Большая часть рынка находится в диапазоне до 2,2 млн.
№ | Модель | Продажи, шт. | Цена, млн. руб. |
---|---|---|---|
1 | Lixiang L7 |
2500 |
7 |
2 | Voyah Free EVR |
2200 |
5 |
3 | Lixiang L6 |
1500 |
6 |
4 | Lixiang L9 |
1100 |
9 |
5 | Zeekr 001 |
775 |
5,5 |
6 | Evolute i-Space |
616 |
3 |
7 | Evolute i-PRO |
454 |
2,5 |
8 | Москвич 3e |
350 |
4 |
9 | Avatr 11 |
298 |
6,9 |
10 | ORA 03 |
245 |
3,5 |
Данные Автостат и сайты Автодилеров
Цены также без возможных скидок и субсидий. Данные модели сформировали 61% продаж электромобилей и гибридов. В «народный» ценовый диапазон не попадает ни один электромобиль. В диапазон большей части рынка не попадает ни один электромобиль. Да, есть у кого-то возможность приобрести Evolute i-Pro за 1,5 млн. руб. по госсубсидии, но это субсидия банку, т.к. такие цены только в кредит, и придется переплатить проценты сверх цены авто. Основные продаваемые электромобили находятся только в верхнем ценовом сегменте.
Вот и главный ответ на вопрос, почему у нас мало электромобилей. Они в России дорогие. Ключевое слово — в России. С китайскими ценами многие модели из списка могли бы стать народными. Например, ORA 03 в Китае стоит 1,3 млн руб. (скорее всего, чуть другая комплектация); Dongfeng Fengon E5 (Evolute i-Space) в Китае стоит 1,7 млн руб. Данные по ценам в Китае – Dongchedi.com.
Обеспеченность России зарядками для электромобилей
Интересный факт: по количеству зарядных станций целевые показатели Концепции были достигнуты. По ней до конца 2024 г. предполагался запуск не менее 9,4 тыс. общественных ЭЗС, из которых не менее 2,9 тыс. штук — быстрые. На февраль 2025 было 8185 штук ЭЗС, из которых быстрых 3805 шт.
Если смотреть суммарно в рамках страны, то зарядок хватает. Но Россия большая, поэтому есть структурные перекосы по территориям: где-то обеспеченность зарядками выше требуемого, а где-то сильно не хватает.
Основные драйверы и барьеры развития рынка электромобилей в России в 2025 году
Барьеры
- Отсутствие долгосрочных программ стимулирования перехода на электромобили
«Долгосрочных» — самое важное слово. Задача государства — разрабатывать программы на длительный период. Сворачивание программ сразу после старта только вредит рынкам.
- Протекционизм устаревших заводов
Массовый рынок делают дешевые товары. Отечественные заводы не заинтересованы выпускать дешевые электромобили. И это не укор им, это реалии любого рынка. Массовые дешевые электромобили сейчас может дать только Китай.
- Огромная доля налогов в стоимости электромобиля
Более 40% в стоимости электромобиля составляет доля государства. И чем дешевле автомобиль, тем больше в нем доля налогов, т.к. утиль сбор исчисляется не в процентах, а в деньгах.
- Административные барьеры на установку зарядных устройств в МКД
Чтобы поставить зарядку на подземной парковке, нужно пройти семь кругов ада. Пожалуй, это должна быть отдельная тема для статьи.
- Энергетическая инфраструктура не планируется с учетом будущей потребности в мощностях для электромобилей
Во многих местах просто нет достаточно электричества для зарядных станций. Даже в частных домах, куда подходит 15 кВт по трем фазам, уже проблема выделить мощность под автомобиль.
- Негативный опыт участников рынка и дисбаланс между авторынком и рынком зарядок
Бизнес поверил в быстрый взлет рынка электромобилей, но государство подрезало ему крылья. Рынок в 2025 году откатился до состояния 2023 года. Не удивительно, что теперь инвесторы относятся очень осторожно к вводу новых зарядных мощностей. Не во всех регионах, конечно. В Москве, к примеру, продолжает ощущаться недостаток зарядок в силу концентрации электромобилей в этом регионе и долгой порче рынка бесплатными (за счет бюджета) зарядками от муниципальной «Энергии Москвы».
Драйверы
- Технологический сдвиг мира в пользу EV
Автопроизводители всего мира переходят на выпуск электро. А те, кто не переходит, те теряют рыночные позиции. Как невозможно в эпоху смартфонов найти дисковый телефон, так и в эпоху электромобилей будет сложно найти ДВС.
- Выбор пользователей
Кто пересел на электромобиль, тот не вернется на ДВС. Естественно, уникумы найдутся, но возврат будет не массовым явлением.
- Выбор муниципалитетов в пользу EV из-за их преимуществ для городов
Кто был в Китае до эры электромобилей и сейчас, те отмечают, насколько в городах стало чище и тише. Позитивный эффект от электротранспорта для городов неоспорим.
Так что электромобили мимо России не пройдут, хотя сейчас и государство обеспокоено явно более вопросом наполнения бюджета, нежели поддержкой электротранспорта. Возможно, когда-нибудь у нас откроются двери для дешевого импорта, или реализуется фантастический сценарий — появится народный автомобиль на электротяге отечественного производства. Только, когда это случится, не ясно. По крайне мере точно не 2030 году.