В статье мы сравним чисто электрические автомобили (EV) с подключаемыми гибридами (PHEV). Неподключаемые (HEV) уже сброшены на обочину прогресса так и не успев стать заметными на наших улицах, поэтому рассматривать их нет смысла. Toyota Prius на Дальнем Востоке не в счёт из-за автомобильной специфичности региона.
Для наглядности рассмотрим этот вопрос на примере конкретной модели — Voyah Free полноприводной комплектации. Этот автомобиль на «новой энергии» производится как в виде подключаемого гибрида, так и в чисто электрическом исполнении. В данном гибриде двигатель внутреннего сгорания (ДВС) используется для зарядки автомобиля, а в движение его приводят электродвигатели на передней и задней оси.
1. Обе модификации имеют одинаковые электрические двигатели суммарной мощностью 510 кВт (694 л.с.). К гибриду же добавляется 4-х цилиндровый двигатель внутреннего сгорания объемом 1,5 литра, турбированный, мощностью 80 кВт (109 л.с). А также электрогенератор. Все это приводит к тому, что в гибриде вам нужно регулярно обслуживать и в случае поломок ремонтировать еще один крупный узел. Это не может не приводить к дополнительным финансовым издержкам у гибридов.
2. Поскольку оба типа авто приводит в действие одинаковая система, то ощущения от вождения также одинаковые — ускорения мгновенные и тихие.
3. Но гибрид все равно шумнее. Двигатель внутреннего сгорания в нём так или иначе будет слышно.
4. Использование энергии торможения для зарядки батареи доступно для обоих типов авто, поэтому гибрид и выходит экономичнее простого ДВС. Также рекуперация уменьшает износ тормозных колодок. Здесь EV и PHEV равны.
5. Батарея Voyah Free у EV 88 кВт ч, у гибрида 33 кВт ч. Батарею гибрида из электросети вы надолго не зарядите. По расчетам всего на 150 км. В реальности да в холода это будет даже значительно меньше. Правда, многим водителям и такого запаса хватит, если дорога только дом-работа-дом, и ставим авто на зарядку вечером дома или днем в офисе. Если требования по расстоянию больше, то гибрид подключит ДВС и вместе с полным баком бензина проедет уже дальше чистого электро. PHEV обещает 860 км по циклу NEDC, а EV у данной модели только 475 км. Но такие километры актуальны только, если вы собрались ездить между городами и достаточно часто. На самом деле и 475 км очень приличный запас. Опасения остаться без заряда больше находятся в страхах и фантазии, нежели в реальности. Как подтверждали исследования, получить прокол колеса в два раза вероятнее, чем остаться без запаса энергии.
6. Постоянная зарядка батареи от двигателя мощным током сказывается не лучшим образом на сроке службы батареи. Мощные двигатели Voyah Free также будут потреблять серьезный ток в пике, что опять же сократит срок службы батареи. Нужно отметить, что гибрид оснащается батареей BYD, в то время как в EV батарея от Samsung. Смеем предположить, что для гибрида использована более стойкая батарея — китайская. Да да, привыкайте к тому, что китайское надежнее корейского.
7. Гибрид вам придется питать бензином, если вы совершаете не только короткие вылазки из дома/офиса. Пока бензин значительно дороже электричества, поэтому расходы на эксплуатацию у гибрида будет выше, чем у электро, хотя и меньше, чем у авто только с ДВС.
8. У гибрида меньше объем багажника. Гибрид вынужден на борту нести бак с топливом. На примере того же Voyah Free это бак на 56 литров бензина, который уменьшает объём багажника на 72 литра. Мелочь, но неприятно.
9. Экологичность — очень спорная штука. Чистое электро не производит вообще никаких выхлопов. Это значит, что воздух в городах, где они эксплуатируются, будет чище, чем при использовании гибридов. Однако остаётся еще вопрос производства и утилизации батарей, которые совсем не экологичные. Поэтому сравнение типов авто по влиянию на планету еще не привело к единому мнению исследователей. Если же опираться на собственные ощущения, возможность не вдыхать топливные пары и выхлопные газы — жирный плюс в копилку EV.
10. Чистое электро у Voyah Free сейчас стоит в Китае на ~10% дороже. Но это нехарактерная ситуация. Видимо, вмешивается маркетинг или текущая чехарда с субсидиями. Например, BYD Han в Китае продается практически в одну цену, что электро, что гибрид. В любом случае, любая экономия при покупке гибрида тут же вылетает в трубу из-за расходов, описанных в других пунктах.
11. Муниципалитеты вводят локальные стимулирующие меры для владельцев электромобилей, куда гибриды не попадают. Например в Москве и других регионах России электромобилистам предоставляется бесплатная парковка, нулевой транспортный налог, более дешевая растаможка. Ходят слухи и о введении бесплатного проезда по ряду платных дорог, но на момент публикации они не нашли еще отражения в нормативных актах. Все это приводит к существенной экономии, особенно если вы паркуетесь ежедневно в центре столицы. В день вы можете сохранять в кошельке по 3500 руб.
Сравнительная таблица преимуществ электромобиля и гибрида
Параметр | Электромобиль | Подключаемый гибрид |
---|---|---|
Удовольствие от вождения | Одинаковое | |
Цена | Одинаковая или выше у EV | |
Бесплатная парковка> | Да | Нет |
Освобождение от уплаты транспортного налога | Да | Нет |
Обслуживание | Самое дешевое | Дорогое из-за доп. узлов |
Скорость износа батареи | Невысокая | Максимально быстрая |
Запас хода до зарядки/заправки | Средний | Высокий |
Рекуперация энергии | Да | Да |
Шумность | Почти бесшумен | Средний уровень шума |
Объем багажника | Меньше из-за топливного бака | |
Расходы на зарядку/заправку | Минимальные | Средние |
Экологичность | Максимальная для пользователей | Лучше для пользователей, чем у ДВС |