Мне предстояла поездка Москва – Нижний Новгород и обратно в середине ноября на автомобиле BYD Yuan Plus (60 кВт ч). По прогнозу уже 15 ноября должен был выпасть снег, так что условия очень «российские», и для проверки электромобиля — самое оно. Повествование разделю на несколько этапов.
13 ноября. +7°C. Владимир
Из Москвы выехали со 100% заряженной батареей. Выбрал платную М-12 до Владимира. Маршрут составил за несколько дней до выезда: посмотрел, где зарядки в центре, и что все они рабочие. Путь навигатора я проложил до зарядки Русгидро у ТЦ Валентина.
М-12 — прекрасная дорога. Доехали удачно, с остатком заряда 21%. А вот дальше начались проблемы.
Во Владимире отключен мобильный интернет. Точнее он как бы есть, но его нет. Через мобильную сеть доступен только узкий перечень сайтов, которые некие государственные мужи определили, как стратегически важный. Вошли в этот список, предсказуемо, развлекательные сайты крупных интернет-компаний и официальные порталы госорганов. Сайты электрозарядной инфраструктуры заблокированы. Поэтому ни приложения не работают, ни зарядные станции. Т.к. станции преимущественно с сервером соединяются по 4G, во Владимире они офлайн.
Поддержка Русгидро посочувствовала, и была готова запустить зарядную сессию и по телефону, но т.к. станция была недоступна, этого не получилось сделать.
Сели ужинать в заведение общепита. Рестораны все дают Wi-Fi. Так можно было уже детально изучить, где что на карте осталось живое.
У Ситроникса во Владимире штук пять станций. Но онлайн была только станция на АЗС Опти в пригородном поселке Радужное. Туда я решил не ехать, т.к. получался крюк, а станция оказалась бы последним шансом.
О чудо, в центре была на связи станция «Атом Энерго» у БЦ «Типография» на Октябрьском проспекте. Как – непонятно. Скорее всего она на проводном интернете. Оставался вопрос, как запустить сессию со своего телефона. Подъехал ко станции. Предсказуемо ни приложение «Атом Энерго» ни Electro.cars не загружались. Поддержка Electro.cars удаленно сессию запускать не может. По их совету пришлось договариваться с другом в Москве, чтобы он запустил зарядную сессию во Владимире. Так и зарядился. Станция Парус образца 2024 года с тремя коннекторами по углам. Проблемы с GBT и BYD не возникло.
13 ноября. +5°C. Муром
В Муроме мы останавливались на ночь. Для этого выбрали гостиницу с зарядкой X.Room. Зарядка на парковке, обычная AC на 22 квт с розеткой Type 2. Для ночной стоянки – самое то. Охрана отеля предложила кабель, но, конечно, у меня в машине лежит свой Type2 – GBT для таких случаев. Станция работает с системой it.charge. Т.к. возле отеля с мобильным интернетом все было нормально, а в it.charge все работает исправно, то зарядка проблем не вызвала. Утром отчалили колесить по Мурому со 100% зарядом.
Как выяснилось, мы очень правильно сделали, что не стали полагаться на DC-зарядки. В городе «быстрые» зарядки есть. А вот интернет все также по талонам (белым спискам), как и во Владимире.
14 ноября. +5°C. Арзамас
Из Мурома держали путь в Арзамас. По М-12 долетели с ветерком. Маршрут построили до самой центральной станции на парковке Автовокзала. Очень красивое место с открыточным пейзажем.
Здесь стоит станция E-Prom оператора Hyper. У «оператора» не работало приложение. Невозможно было в нём зарегистрироваться. Смс-ки валились пачкой, но на следующий экран после ввода кода из СМС приложение не переходило. Предложение оператора техподдержки удалить приложение и установить его заново эффекта не имело. В итоге от самой центровой станции зарядиться не получилось. Кто-то выкинул много денег, но рабочую систему не построил. Что очередной раз подтверждает тезис, что оператором могут быть совсем не все.

Поехал к станции Punkt-E у ТЦ Авеню. Станция рабочая, но было непросто припарковаться. Как во всех малых городах, в Арзамасе отсутствует культура парковки, хотя парковочных мест предостаточно. Места у зарядок запарковываются бензиновыми автомобилями. Справедливости ради отметим, что и знаков никаких, разрешающих остановку только для зарядки, не было.
Город покидали со 100% зарядом. В итоге до Нижнего ушло менее 40%, остатка хватило кататься по НН.

16 ноября. -5°C. Нижний Новгород
За прошедший день температура ушла в отрицательные значения. Предстояла прогулка в Кремль и выезд обратно в Москву. Соответственно нужно было тоже зарядиться до 100%. Памятуя, что в Нижнем Новгороде большое количество зарядок, я не переживал по этому поводу. А зря! Пришлось объехать весь центр, прежде чем удалось зарядиться.
— Зарядка Punkt-E у Кремля (Алексеевская ул., 2) — отключена.
— Зарядка Punkt-E ул. Пискунова, 11А — коннектор GBT в ошибке.
— Зарядка Punkt-E Большая Покровская улица у Ростелекома. Старая зарядка Паруса 2022 года не работает с моим BYD. Похоже, на зарядке давно не обновляли ПО.
— Зарядка Punkt-E Тихий переулок (Володарского). Старая зарядка Паруса 2022 года не работает с моим BYD.
— Зарядка Punkt-E на Волжской набережной у стадиона — наконец-то успех! Хотя также старая зарядка Паруса, но 30 кВт, да берем.

16 ноября. -5°C. Нижний Новгород
За прошедший день температура ушла в отрицательные значения. Предстояла прогулка в кремль и выезд обратно в Москву. Соответственно нужно было тоже зарядиться до 100%. Памятуя, что в Нижнем Новгороде большое количество зарядок, я не переживал по этому поводу. А зря! Пришлось объехать весь центр, прежде чем удалось зарядиться.
16 ноября. -5°C. Гороховец
Учитывая проблему во Владимире, решаю подзарядиться по дороге, хотя оставалось еще почти 70%. Зарулил в Гороховец. Зарядка Punkt-E напротив администрации района. Станция ПСС. Зарядился без проблем. Городок, вообще, симпатичный, но нормально пообедать негде. Как минимум в ноябре.
16 ноября. -5°C. Владимир
В городе все также мобильный интернет был только по белому списку, и зарядная инфраструктура не работала. Пошел по тому же маршруту, что и раньше — станция «Атом Энерго» у БЦ «Типография». Нашел рядом рестораны с Wi-Fi и сессию запускал из ресторана, при этом жена дежурила у машины на случай, если будет нужно переткнуть коннектор. И даже у известного оператора Electro.cars не без огрехов — в их приложении для Android кнопки скрываются за плашкой кнопок самой Оси (см скриншот).
Дальше в Москву добрался уже без дополнительных подпиток.
Выводы
- С интернетом в России становится все хуже. К сожалению, перебдевания российских чиновников не коррелируют с потребностями населения и определения, а что для населения является критичным. Как и в Кин-Дза-Дза! начальство живет на другой планете. Проводной интернет — суровая необходимость! Владельцам зарядок и операторам нужно продумывать, как работать без нормального интернета.
- Вложения владельцев зарядных сетей часто оказываются впустую. Не так сложно купить и установить станцию, как эксплуатировать ее и поддерживать железо и ПО в рабочем состоянии. Даже в родном регионе (как в случае с НН и Punkt-E) это оказывается серьезной задачей.
- Станции без знаков запрета парковки будут обставлены бензиновыми машинами. И даже знаки спасают не всегда — работают только показательные эвакуации с выставлением автовладельцев на штрафы. Так «вылечили» Москву.
- Зарядка в гостинице и возле ресторана — существенный фактор привлекательности заведения.
- Электромобилистам к дальним поездкам даже вокруг Москвы нужно готовиться основательно. Как минимум заранее еще дома скачивать все возможные приложения операторов и пробовать регистрироваться там.
Если у вас есть свой интересный опыт, делитесь в комментариях.


