Как очевидно из названия, любой электромобиль необходимо заряжать электричеством. Это можно делать с помощью обычной бытовой розетки (той самой, от которой работают чайник и другие электроприборы), с помощью мобильной напольной зарядки или на общественной зарядной станции. Из менее очевидного: зарядка электромобиля немного более замороченное мероприятие, чем привычный заезд на топливную АЗС. Тут потребуется сначала разобраться. И сложность эта связана сразу с несколькими нюансами:
- Электромобиль можно заряжать переменным и постоянным током. Это разные типы зарядки, для которых предусмотрены разные зарядные порты и аксессуары.
- Стандарт зарядок не один! На разных рынках эксплуатации — США, Китай, Япония, ЕС — распространены свои типы зарядок. В связи с этим на отечественных зарядных станциях порты тоже могут быть разными.
- Для зарядки электромобиля важно, происходит она однофазным или трехфазным током, а также с каким напряжением сети и с какой мощностью. Без паники! Глубоко в этом разбираться не нужно.
Особенности китайских электромобилей
Все электромобили, а также подключаемые гибриды, созданные для китайского рынка, имеют зарядные порты единого китайского стандарта: GB/T. Этот стандарт характерен не только для электромобилей китайских марок, но также и для «выходцев» из других стран, которые продаются и эксплуатируются в Поднебесной: Tesla, VW, Nissan и др.
В 99% случаев у таких машин на борту будет два зарядных порта стандарта:
- GB/T (AC) — для зарядки переменным током или, как её ещё называют «медленной» зарядки;
- GB/T (DC) — для зарядки постоянным током или «быстрой» зарядки.Только один порт — для «медленной» зарядки — встречается лишь в самых дешевых электромобилях.
Отличия «медленной» и «быстрой» зарядки
Для заряда любой батарее нужен постоянный ток, в электрической сети у нас ток переменный. Соответственно для того, чтобы зарядить батарею, нужно переменный ток преобразовать в постоянный. Происходит это с помощью специального устройства — выпрямителя.
В электромобиле эту роль выполняет выпрямитель-инвертор под капотом. Через него переменный ток проходит в батарею авто. Кстати, это же устройство преобразует ток и в обратном направлении, то есть постоянный в переменный. Но такая операция нужно уже не для зарядки, а для питания двигателей. Благодаря наличию этого преобразователя непосредственно внутри электромобиля мы можем заряжать авто от бытовой электророзетки. Это будет «медленная» зарядка переменным током.
Для того чтобы зарядить машину постоянным током, то есть «быстрой» зарядкой, задействовать выпрямитель в электромобиле не нужно. Такой тип зарядки возможен или с помощью мобильной напольной станции, или на специально оборудованной зарядной станции. По сути, сама станция выполняет роль такого же выпрямителя, как в авто, только более мощного, и находится вне электромобиля. От зарядной станции напрямую в батарею авто поступает сразу постоянный ток.
Итого, главное, что нужно запомнить: для «медленной» и «быстрой» зарядки используются разные виды тока, которые проходят разные пути до батареи электромобиля.
«Медленная» зарядка переменным током в электромобиле
Как было сказано выше, для «медленной» зарядки в китайских электромобилях используется зарядка GB/T (AC). В подавляющем большинстве она поддерживает однофазный ток напряжением 220 В до 32 А.
В природе встречаются модели с портом GB/T (AC) и под трехфазный переменный ток, но они редкость, и идут, в основном, под коммерческое использование (например, такси) или это переделки европейских марок под китайский рынок.
Бывают и электромобили, поддерживающие ток максимум 16 А, но это дешевые «малолитражки».
Вообще зарядка на 32 А может забирать из электросети до 7,2 кВт. После преобразования переменного тока в постоянный, автомобиль получает около 6,5 кВт. Однако расчёт производителей китайских электромобилей изначально сделан на то, что автовладельцы будут заряжаться от обычной домашней розетки. Поэтому на заводе машины комплектуются слабыми зарядками: не на 32 А, а на 8 А. Просто, чтобы не перегружать сеть. В батарею электромобиля при такой зарядке поступает менее 2 кВт. Кстати, китайцы часто именно так и заряжаются — когда приходят подержанные автомобили, видно, что их «родными» заводскими зарядками активно пользовались.
Полезные аксессуары для «медленной» зарядки
1. Портативная зарядка на 32 А
Так как автомобиль способен взять больше, чем позволяет заводская зарядка, имеет смысл приобрести более мощную портативную — на 32 А, и возить её с собой в багажнике. Обычно такие зарядки комплектуются синими или красными силовыми вилками. Соответственно нужно иметь в виду, что на предполагаемом месте зарядки должна быть подходящая под эту вилку розетка. Зарядка на 32 А — обязательная вещь для электромобилиста.
2. Настенная зарядка на 32 А
И в доме, и в каких-то общественных местах, типа офисной или гостиничной стоянки, а также подземного паркинга, было бы удобно заряжать электромобиль от настенной зарядки. Если позволяют условия, имеет смысл приобрести и установить такую зарядку на 32 А. Они бывают разной комплектации: с экранами и без, с управлением по Bluetooth, с активацией карточкой и с другими опциями. Но помните: при установке необходимо обеспечить правильное подключение и подвод сети достаточной электрической мощности (электрик вам в помощь!).
Зарядные устройства выполняют важную функцию — обеспечение безопасности. Они защищают от пониженного и повышенного напряжения, скачков, утечек тока и др. Без зарядного устройства вы рискуете потом сильно потратиться на ремонт авто. Также у зарядок бывают доп. функции: планирование подачи электричества по времени, сбор статистики.
Переходники для «медленной» зарядки
Как было сказано ранее, в мире электромобилей, увы, зарядки не универсальные. Поэтому вы не можете быть полностью уверены, что там, где вы захотите зарядиться, будет доступен GB/T. Например, в России самый распространенный стандарт сейчас — европейский Type 2 (позволяет подключаться или к трехфазной сети и заряжать авто с мощностью до 22 кВт, или к однофазной и заряжать до 7,4 кВт.). Однако — хорошая новость, никаких проблем с зарядкой китайских электромобилей от Type 2 в России нет. Для этого просто нужен кабель-адаптер на GB/T (AC).
Подобные адаптеры подходят для любого китайского электромобиля. Они совершенно «безмозглые», т.е. никакого электронного управления и никакой электронной начинки. Это просто большой толстый кабель с нужными вилками. Если зарядная станция в рабочем состоянии и отдаёт ток, а машина его может принять, задача такого адаптера — тупо передать ток. Кстати, всё то же самое актуально и для адаптера к зарядному порту J1772 или Type 1 (заряжает от одной фазы переменного тока напряжением 220 В с мощностью до 7,4 кВт.).
1. Адаптер под порт/розетку Type 2.
В России большинство зарядных станций для электромобилей оснащено розетками, а не зарядными пистолетами. Это дешевле и вандалоустойчивее. В том числе с такими портами и распространенная в нашей столице сеть зарядных станций «Энергия Москвы». Для зарядки на такой станции вам потребуется длинный метров 5 и более адаптер с пистолетами Type 2 и GB/T (AC). Это обязательный аксессуар электромобилиста.
2. Адаптер под кабель с пистолетом Type 2.
Тут уже переходник может быть коротким. Ему нужны порт на Type 2 и пистолет GB/T (AC).
Помните, если не получается зарядить китайский электромобиль через адаптер переменного тока, то проблема в станции — она не отдаёт ток. Причины могут быть разными: от недостатка электрической мощности и поврежденного порта до ошибок в софте оператора станции.
«Быстрая» зарядка постоянным током в электромобиле
Как было сказано выше, «быстрая» зарядка — это зарядка постоянным током, для которой используется тип порта GB/T (DC). При такой зарядке ток поступает напрямую в батарею электромобиля, и ток не слабый! GB/T (DC) сейчас способен отдавать мощность до 90 кВт. Отсюда рождаются и дополнительные контрольные меры, как со стороны системы управления батареей, так и со стороны зарядной станции.
Перед зарядом автомобиль и станция обмениваются диагностической информацией. Машина сообщает, что с её батареей всё нормально: изоляция не нарушена, температура в рамках нормативных значений, процент заряда такой-то, и какую мощность машина готова принять Исходя из этой информации станция также «решает», какой мощности ток отдать и отдать ли его в принципе.
Как показывает практика, если в месте, где ваш автомобиль долго стоит, есть точки «медленной» зарядки, «быстрая» зарядка вам вряд ли потребуется. К слову, и для автомобиля лучше всегда заряжаться только «медленной» зарядкой, т.к. «быстрая» изнашивает батарею. Но если зарядка постоянным током всё-таки очень нужна, на помощь придут мобильные напольные зарядки и стационарные общественные станции.
1. Мобильные напольные зарядки GB/T (DC) относятся к условно домашним решениям. Они подключаются к трехфазной сети с силой тока 60 А, потребляют из сети 22 кВт и отдают в машину 20 кВт. Штука это тяжелая — 40-50 кг, да и немного шумная, так как снабжена активным охлаждением. Она будет полезна дома обладателям ёмких батарей или для служебного использования, например, в автоцентрах и сервисах.
2. Стационарные решения для зарядки китайских электромобилей предназначены только для общественных станций. Они громоздкие и стоят немалых денег.
Переходники для «быстрой» зарядки
Итак, первое, что важно понимать — любая станция быстрой зарядки в России не дает полной гарантии, что вы сможете зарядить автомобиль даже без переходника. Причин много: «сырая» прошивка в самой станции, плохая совместимость конкретно с вашей моделью автомобиля, сбои в серверной части или в работе мобильного приложения. Иными словами, даже без переходника есть масса вариантов, где «споткнуться». Но тут видна плотная работа операторов — они постепенно «допиливают» софт контроллеров.
А что же переходники? По большому счёту сейчас наиболее распространены и доступны два стандарта: CHAdeMO и CCS2. Переходник с CHAdeMO или CCS2 на GB/T DC имеет свои «мозги» и программное обеспечение, которое в теории должно «дружить» с широким ассортиментом электромобилей разных производителей и не менее широким ассортиментом зарядных станций. Причем, две одинаковые внешне станции одного производителя могут иметь разные версии прошивки или модели контроллеров зарядки, и всё — одна работает с переходником, другая нет. И даже надеяться на стабильность в этом вопросе не приходится, т.к. модели котроллеров постоянно меняются и увеличивается модельный рад автомобилей.
Суммируя это, на выходе с таким переходником мы получаем лотерею: зарядится/не зарядится с вероятностью успеха процентов в 30-50. При этом среднерыночная цена такой «лотереи» порядка 1 500$ — 2 000$.
Стоит ещё заметить, что CHAdeMO — вымирающий формат (как 76-й бензин). Несмотря на то, что сейчас он распространен, у него есть ограничение по мощности до 50кВт*ч. Стандарт GB/T только набирает обороты, но его развитие попадает на фазу активного распространения зарядной инфраструктуры — количество станций прирастает высокими темпами. При этом мощность у него выше.
Итого мы не можем рекомендовать ни одного переходника на быструю зарядку GB/T (DC). Необходимо искать зарядку этого типа. Для этого в России пригодится приложение 2Chargers.
Вам нужно что-то другое для зарядки электромобиля? Расскажите нам об этом в комментариях.
Как бы Вам рассмотреть установку ЭЗС с GB/T с DC в районе городов Белая Калитва или Морозовск для владельцев электрокаров путешествующих к морю из Саратова, Ульяновска.
что ж вы такой светло серый цвет для текста выбираете? глаза же напрягаются конкретно…