Типы зарядок электромобилей

Электромобиль имеет один значительный недостаток — его надо заряжать. Не perpetuum mobile, все-таки. И процесс его зарядки значительно длительнее, чем у бензиновых авто. Впрочем, человек об этом переживает с непривычки, т.к. в подсознании крепко сидит процедура заправки на традиционной АЗС. Человек забывает о том, что большую часть времени автомобили стоят, а не едут.

Если брать в расчет бытовое использование автомобиля (не коммерческое), то среднее время его эксплуатации в будний день составляет менее 2 часов. Вообще, если пробег в 10 тыс. км. в год поделить на дни и среднюю скорость, то получится всего 1 час. Но тут накладываются выходные, праздники, отпуска и проч. Так что правильнее будет считать, что все-таки в среднем 2 часа в день.

Аксиома: автомобиль простаивает более 90% времени.

Остальные 22 часа суток машина стоит. В основном на парковках возле дома, работы, торгового центра. Этого времени достаточно, чтобы зарядить электромобиль полностью даже от обычной бытовой розетки! Так что тут лишь вопрос наличия розеток. Даже не обязательно специализированных зарядок.

Вторая сложность при владении электромобилем пользователю в голову сразу не стучится. Она познается уже в процессе. Это «война зарядок». Ну, не то, чтобы прям война… Но ситуация «а у тебя есть зарядка на айфон?» — «нет, у меня Андройд» повторяется и тут. Ибо как сами производители электромобилей величают свои творения — это гаджеты на колесах. Вот о зарядках мы и поговорим. Точнее о типах разъемов, т.к. это более понятно и наглядно для обычного пользователя.

Type 1 (он же J1772, он же J plug)

Type 1

Type 1 разработан аж в 2009 году американской организацией SAE International. Разъем с пятью контактами для однофазного подключения. Данный тип разъема позволяет заряжать автомобиль от сети переменного тока напряжением 220 В обычно с максимальной мощностью зарядки 7,4 кВт. Сейчас уже встречаются и зарядки до 11 кВт.

Сначала стандарт использовался только в США и Японии, однако до 2016 года вышло несколько европейских моделей с таким разъёмом. Распространен в России благодаря массовости Nissan Leaf.

Type 2 (он же Mennekes, он же IEC 62196)

Type 2

Type 2 разработан в Германии компанией MENNEKES Stecker GmbH & Co. KG. Разъем с семью контактами принят «на вооружение» в 2013-м как стандарт для всего ЕС, поэтому встречается на всех электромобилях, произведенных для европейского рынка. Позволяет подключаться к трехфазной сети переменного тока и заряжать автомобиль с мощностью до 22 кВт. Также может работать и от одной фазы до 11 кВт.

GB/T (AC)

GB/T (AC)

Вообще GB/T это общее название многих стандартов Китая. Конкретно GB/T 20234.2-2015 отвечает за описание зарядки переменным током. Данный стандарт является развитием Type 2 и визуально похож на него. Однако порядок контактов иной.

GB/T (AC) в большинстве случаев использует одну фазу максимум 32А. Так что мощность его ограничена 7,4 кВт. Однако ничто не мешает использовать и 3 фазы. Как правило трехфазные инверторы автомобилей потребляют в этом случае ток в 16А (11 кВт). Тут все зависит от автомобиля самого.

На текущий момент GBT является самым массовым в мире в силу того, что именно в Китае больше всего бегает электромобилей и установлено зарядных станций.

Для зарядки китайских электромобилей с GB/T от станций с Type 2 выпускаются адаптеры-переходники с разъёмами «папа» и «мама».

Посмотрите адаптеры GB/T на китайские автомобили в нашем ассортименте.

CCS Combo (Type 1/Type 2)

CCS Combo Type 1
CCS Combo Type 2

Комбинированный тип коннектора, который позволяет пользоваться как медленными (с переменным током), так и быстрыми зарядками (с постоянным током). По факту к разъемам Type 1/Type 2 добавляется еще два коннектора: DC+ и DC-. Если они есть у зарядной станции, то автомобиль понимает, что к нему подвели постоянный ток, и не задействует инвертер. Именно возможность объединения медленной и быстрой зарядки через один порт и делает его популярным.

Разъемы CCS Combo не одинаковы для Европы и США и Японии: для Европы предлагают разъем Combo 2 совместимый с Type 2, а для США и Японии Combo 1, совместимый с Type 1. Зарядка при помощи CSS Combo рассчитана на 200-500 В при 200 А и мощности 100 кВт. Последние разработки обещают уже большую мощность.

CHAdeMO

CHAdeMO

Этот стандарт разработан некоммерческой ассоциацией CHAdeMO, основанной крупнейшими японскими корпорациями: Tokyo Electric Power Company (TEPCO), Nissan, Mitsubishi и Fuji Heavy Industries. Название происходит от японской же фразы «Как насчет чашечки чая?», намекающей на то, что зарядка займет столько же времени.

В разъеме аж 10 контактных проводов, из которых 2 отвечают за подачу постоянного тока. В зависимости от версии стандарта, зарядки способны выдавать разную мощность:

  • CHAdeMO 1: 500 В, до 62,5 кВт.
  • CHAdeMO 1.2: 500 В, до 200 кВт.
  • CHAdeMO 2.0: 1000 В, до 400 кВт.

Популярность в России объясняется опять все теми же Nissan Leaf. На текущий момент это второй по нумерической распространенности стандарт зарядок после GB/T (DC).

Tesla Supercharger (NACS)

Tesla Supercharger

Американский автопроизводитель не был бы собой, если бы не сделал зарядку, подходящую только для его машин. Опять же вспоминаем Apple. И поставляет станции с этим типом зарядки только сама Tesla. Вот поэтому в России их и нет, если не считать одну штуку непонятно как затесавшуюся в Сколково.

Максимальная мощность Supercharger V2 — 120 кВт. Это означает, что даже самая объемная батарея Tesla Model S (90 кВт⋅ч) полностью заряжается всего за 40 минут. Версия 3 способна заряжать еще быстрее — пиковая мощность в 250 кВт.

GB/T (DC)

GB/T (DC)

Для электромобилей из Китая стандарт быстрой зарядки называется опять так же — GB/T. Все, потому что это целая серия стандартов. Для идентификации обычно добавляют DC, чтобы было понятно, что речь идет о постоянном токе.

GB/T (DC) — самый массовый разъем быстрых зарядок в мире, но его распространение ограничено в основном Китаем, т.к. в стране долго существовал запрет на экспорт электромобилей.

В основном китайские электромобили имеют батарею, работающую с напряжением в 400 В, т.ч. быстрая зарядка может им давать до 80 кВт. В самых последних топовых версиях уже используются батареи на 800 В. Если у станции есть такое напряжение и 200 ампер, то батарея электромобиля сможет и до 160 кВт забирать.

При помощи специального переходника к CHAdeMO можно подключить и электромобили с GB/T (DC). Однако переходники эти недешевые, работают крайне плохо и не гарантируют зарядку.

Посмотрите адаптеры GB/T на китайские автомобили в нашем ассортименте.