Зарядный хаб для электромобилей

Зарядный хаб для электромобилей… Что только не подразумевают под этим в России! Масса светлых умов пытаются найти определение этому понятию, и конца и края этому нет. Причин тому две: бардак с базовым понятием «зарядная станция» и желание производителей зарядных колонок закрепить слово «хаб» за своей продукцией в надежде получения государственной субсидии. Давайте поговорим тут по понятиям!

Основные «зарядные» понятия

Pile (англ.), Ladesäule (нем.), 充电桩 (кит.) — дословно «зарядная колонка». Стационарное устройство для зарядки электромобиля.

Но в России это почему-то называют «станция». Не появилось по каким-то причинам у нас понятия, аналогичного топливо-раздаточной колонке на АЗС, хотя назначение устройства для подпитки автомобиля бензином или электричеством совершенно одинаковое. Они даже похожи — и в электрической колонке и в бензиновой несколько шлангов/кабелей, подводящих топливо/электричество к автомобилю.

Charging Station (англ.), Ladestation (нем.), 充電站 (кит.) — дословно «зарядная станция». Место, где можно зарядить электромобиль от одной или нескольких зарядных колонок.

В России это тоже называют «станция». Но тут хотя бы все логично: соблюдается консистентность с понятием «автомобильная заправочная станция».

Charging Hub (англ.)…

Не так быстро! К определению, что такое зарядных хаб для электромобилей, мы подойдем в конце. Но сейчас важно понять, что хаб — это не должно быть синонимом колонки и станции.

Определения хаба как такового

Хаб (англ. hub, дословно — «ступица колеса, центр») — в общем смысле, узел какой-то сети.

Хаб (в IT, он же «сетевой концентратор») — устройство, которое служит для объединения различных других устройств в единую сеть, а затем передачи данных между ними.

«Айтишное» определение нам совсем не годится, хотя многие в индустрии производства зарядных станций (а как выше мы выяснили колонок) к нему очень привычны, ведь результат IT — значимая составляющая устройств и в принципе всей системы публичных зарядных станций.

Хаб (в транспорте) — пассажирский узел, выполняющий функции по перераспределению пассажиропотоков между видами транспорта и направлениями движения.

Именно это общее определение и стоит брать за основу понятия зарядного хаба, т.к. оно относится к транспорту.

Определения зарядного хаба для электромобилей в мире

Великобритания флаг

Зарядный хаб — это место, оборудованное несколькими зарядными станциями. Эти хабы стратегически размещены для обеспечения удобного доступа к зарядной инфраструктуре для различных типов транспортных средств, включая легковые автомобили, грузовики и автобусы, а также для пересадки на другой транспорт.

Германия флаг

Зарядный хаб — не используется такое понятие. Обычно называют «Ladepark» — зарядная парковка. Место, где люди оставляют электромобиль на длительную парковку и пересаживаются на другой транспорт. В основном оборудовано AC-колонками. Для скопления DC используют название «станция».

Китай флаг

Зарядный хаб — это место зарядки электромобилей, при крупных транспортных узлах: аэропортах, вокзалах, пересадочных пунктах, и на локальных местах пересечения транспортных потоков. Имеют в своем составе парковки, дополнительные сервисы.

Примеры зарядных хабов

Крупнейший хаб в мире по мощности (на окт. 2023) — Shell Recharge Shenzhen Airport EV Station. Хаб расположен в 2,5 км от аэропорта Шэньчжэня, Китай. 258 портов быстрой зарядки. Управляется совместным предприятием Shell и BYD.

Хаб обслуживает более 3300 автомобилей каждый день. Кроме зарядки, хаб располагает и другими удобствами:  розничные магазины, кафе, торговые автоматы и зона отдыха для водителей. Не используется для пересадки, поскольку основан на DC-колонках, но служит инфраструктурным элементом крупнейшего транспортного узла.

Shell Recharge
Shell Recharge
  • Выработка от солнечных батарей до 300 МВт·ч в год.
  • 258 DC-портов неизвестной мощности (у Shell она от 60 кВт).

Крупнейший хаб в мире по количеству зарядных портов — железнодорожный вокзал Мерклинген, Германия. 259 зарядных устройств переменного тока. Порты рассчитаны на мощность не более 11 кВт, так как это перехватывающая парковка для тех, кто планирует оставить автомобиль и сесть на поезд (1 час до центра Штутгарта, 2 часа до Мюнхена).

Построен хаб за счёт межмуниципальной организации региона Швабский Альб, занимающейся инфраструктурным развитием муниципалитетов-участников.

Вокзал Мерклингена
Вокзал Мерклингена
  • Выработка до 990 МВт·ч в год от солнечных батарей. Излишки отдаются в сеть.
  • 259 AC-портов по 7, 11 кВт.

Хаб Papilio3 (Великобритания) построен на основе грузового контейнера и оснащён AC-портами, солнечными панелями и батареями. В данном случае название «хаб» маркетинговое, данное самим производителем для придания большей весомости своему продукту. Точнее подходит определение «станция».

Однако если размещать такой контейнер возле перехватывающих парковок или еще как-то задействуя в транспортной инфраструктуре, то такая станция становится действительно хабом.

Хаб Papilio3
Хаб Papilio3
  • Емкость батарей до 250 кВт · ч.
  • Выработка от солнечных батарей до 18 МВт·ч в год.
  • До 12 AC-портов 7/11/22 кВт.

Правильное определение зарядного хаба для электромобилей

Россия флаг

Зарядный хаб — это место, оборудованное несколькими зарядными станциями при крупных транспортных узлах (аэропортах, вокзалах, пересадочных пунктах), и на локальных местах пересечения транспортных потоков.

Дополнительные желательные, но не обязательные характеристики:

  • Обслуживание различных типов транспортных средств, включая легковые автомобили, грузовики и автобусы.
  • Пересадочные пункты на другой транспорт.
  • Дополнительные сервисы для пассажиров: общепит, торговля, автосервисы и проч.

Еще материалы по теме: Типы зарядок автомобилей. Хотя, как мы тут выяснили, корректнее их звать колонками.